…истой стали, называемой синганэ или "сталь сердцевины". Как видно из названия, синганэ снаружи оборачивается по всей длине меча высокоуглеродистой сталью. Более пластичная чем наружный слой сердцевина защищает меч от растрескивания или поломок при нагрузках.

Для изготовления синганэ кузнец берет примерно килограмм тамахаганэ, который имеет среднее содержание углерода около 0,5 процентов. Но в отличие от каваганэ, он просто выковывает из этого куска металлический брусок, который потом сворачивается и проковывается еще десять раз. Столь большое количество сворачиваний объясняется тем, что тамахаганэ такого качества обычно содержит много примесей. После ковки кузнец получает длинный и узкий брусок, весящий приблизительно 200-250 грамм (то есть всего четверть от первоначального веса - остальное теряется в процессе ковки), с содержанием углерода 0,2 - 0,3 процента. Увеличивая или уменьшая число сгибаний и подбирая соответствующие куски тамахаганэ можно получать сталь с большим или меньшим содержанием углерода. Некоторые кузнецы, например, используют сталь средней твердости на боковых сторонах и обухе лезвия.

Кузнец берет куски тамахаганэ, сковывает их в тонкие пластины и ломает эти пластины на более мелкие кусочки.

Одна из полученных пластин приваривается к ручке и на нее складывается штабелем кусочки тамахаганэ, все это нагревается в кузнечном горне и, используя ковку, сваривается вместе, пока не получится брусок.

 

Кузнец складывает полученный брусок и кует его до тех пор, пока не достигнет прежнего размера, так чтобы он мог снова сложить его, на этот раз вдоль.

 

Сталь свернута большое количество раз и уменьшилась в объеме втрое. Четыре куска стали снова объединяются, чтобы сформировать новый блок, который затем сковывается и сворачивается шесть или более раз, чтобы получить каваганэ.

 

 

Кузнец делает из каваганэ U-образную форму, вставляет по всей длине синганэ и, нагревая их вместе в горне и периодически проковывая, сваривает составные части и увеличивает длину заготовки до тех пор, пока из нее не получится сунобэ

 
 
 

 

ЦУРИКОМИ - формирование основы меча

Следующий шаг состоит в обвертывании синганэ каваганэ. Сначала кузнец изготавливает из заготовки (весом чуть более килограмма) каваганэ плоскую пластину длиной приблизительно 40 см. и сгибает ее вдоль по всей длине в виде буквы U. Внутри этой U-образной пластины он размещает брусок синганэ массой около 0,5 килограмма. Мягкая сталь сердцевины не доходит до той части, которая станет режущей кромкой и которая сделана только из лучшей и самой твердой стали.

После этого полученную заготовку, состоящую из двух частей, помещают в кузнечный горн, нагревая ее пока она не станет ярко-желтого цвета (чуть выше 1300°С) и начинают сковывать эти части так, чтобы каваганэ полностью "обвернул" собой синганэ. Сварка каваганэ исинганэ между собой должна быть полной и качественной. Ошибка на этом этапе может привести к возникновению щелей или раковин внутри лезвия или к тому, что часть синганэ выйдет на поверхность лезвия. Любая из этих ошибок будет фатальной для меча.

Этот простой тип ковки, когда куски каваганэ и синганэ сложены в виде "сэндвича", называется кобусэ-гитаэ, а такая композиция является наиболее общей формой внутренней структуры лезвия меча. Другой тип формирования внутренней структуры носит название хон-синмай-гитаэ. В этом случае лезвие состоит из трех отдельных пластин высокоуглеродистой стали, которые располагаются с двух боковых сторон и по нижнему (затачиваемому) краю. При более сложной внутренней структуре могут использоваться четыре или более отдельные пластины, из которых будут изготовлены боковые стороны, режущая часть лезвия, обух и внутренняя сердцевина. При этом части свариваются между собой по очереди. Иногда при этом используются сложные комбинации из высоко-, средне- и малоуглеродистых сталей. Однако эффект от таких комбинаций никогда не был полностью проанализирован. Возможно, при этом действительно имеются отличия по прочности, хрупкости, твердости и т.д., но маловероятно, чтобы древние кузнецы могли хорошо разбираться в этом. Большое многообразие методов ковки без сомнения является наследием различных школ, развивающихся в изоляции друг от друга многие века. В некоторых случаях, схемы комплексной сварки - результат ошибочных попыток кузнецов позднего периода Эдо на пути воссоздания "потерянных секретов" мастеров Кото.

 

Структура лезвия при использовании ХОН-САНМАЙ-ГИТАЭ

Структура лезвия при использовании КОБУСЭ-ГИТАЭ


СУНОБЭ - заготовка лезвия

После изготовления стальной основы кузнец начинает формировать полученный брусок в заготовку для лезвия - сунобэ, из которой и будет изготовлен меч. Он нагревает брусок в горне и затем ковкой превращает его в прямоугольную заготовку, размеры которой составляют 90 процентов от окончательных размеров лезвия (это сделано, чтобы учесть расширение металла при финальной ковке). При этом сумма толщины и ширина заготовки будет составлять приблизительно 10 процентов от окончательной длины лезвия.

После этого Ёсиндо обрабатывает хвостовик, чтобы выделить его на лезвии: работая молотком, он делает насечки с двух сторон (со стороны будущей режущей кромки и со стороны обуха), определяя положение хвостовика. Он также округляет и формирует ту часть заготовки, которая станет острием. Тщательное проковывание молотом делает сунобэ одинаковой по толщине по всей плоскости. И хотя она все еще остается только стальной заготовкой длиной приблизительно 65 - 70 сантиметров, но она уже имеет грубую форму меча.

Заготовка сунобэ сделана более короткой и более толстой чем окончательное лезвие, чтобы учесть расширение в процессе ковки.

 

ХИДЗУКУРИ: Формирование лезвия

Кузнец начинает растягивать заготовку сунобэперпендикулярно ее длине, выравнивать ее и формировать режущую кромку, острие, боковые ребра и обух. Он нагревает лезвие до желтого цвета (1100° C) и методично обрабатывает его молотком до тех пор, пока оно не остынет до вишнево-красного цвета (700° C) и затем снова возвращает заготовку в горн для подогрева.

Только часть заготовки - приблизительно 15 сантиметров - может нагреваться в кузнечном горне за один раз. Это - очень ответственная часть, поскольку, если сунобэ слишком раскалить, молоток растянет сталь и разрушит композитное соединение металлов; обработка же недостаточно нагретой стали может вызвать поломку меча. Начиная с хвостовика или острия, кузнец формирует режущую кромку и боковые ребра, продвигаясь вдоль лезвия к другому концу.

Этот тип ковки кажется обманчиво простым в руках опытного кузнеца. Лезвие под молотком растет по прямой линии, несмотря на то, что сталь вдоль режущей кромке более тонкая, чем вдоль обуха. Кузнец работает быстро, постоянно вращая заготовку, чтобы предохранить ее от быстрого охлаждения в том месте, где она касается холодной наковальни. Он обрабатывает острие, боковые стороны, режущую кромку и обух в непрерывной последо%Dней прилипнуть. Поскольку жир также может снизить прилипание глины, кузнец очень аккуратен на этом этапе и старается не касаться поверхности лезвия пальцами.

После ковки окончательная доводка формы лезвия выполняется напильником.

 

ЦУТИОКИ - создание хамон

Кузнец размешивает глину и воду

 


На режущую кромку глиняная смесь наносится в первую очередь.

 
 
 

Закаленная сталь может быть хорошо заточена и будет сохранять остроту, но это не подходит для всего лезвия, так как при этом оно становится слишком хрупким. По этой причине, японские кузнецы-оружейники использовали методы укрепления только режущей кромки лезвия, оставляя тело меча более гибким, способным поглотить удар или выдержать напряжение, вызванное внезапным скручиванием.

Перед кузнецом на этом этапе встают две проблемы. Во-первых, режущая кромка должна быть сделана достаточно твердой, но не слишком твердой и не слишком мягкой. Это зависит от температуры обжига, содержания углерода в стали и ряда других факторов, предусмотренных кузнечным делом, правильность выполнения которых невозможно проверить до момента, когда горячее лезвие охлаждается в воде.

Во-вторых, понимание меча в Японии диктует, что на лезвии должен быть распознаваемый рисунок, на котором можно проследить, как кристаллическая структура режущей кромки изменяется от твердого мартенсита (мартенсит - игольчатого вида микроструктура, наблюдаемая в подвергнутых значительному переохлаждению некоторых металлических сплавах и чистых металлах) до мягкого перлита (перлит - одна из структурных составляющих стали, представляющая собой смесь феррита и цементита и обладающая большой прочностью и пластичностью). Этот рисунок называетсяхамон и он, фактически, является отражением мастерства кузнеца. Это своего рода подпись. Хамон - возможно наиболее важный эстетический элемент лезвия, и первое на что обращают внимание ценители мечей. Б. Робинсон в своей книге "The Arts of the Japanese Sword" приводит приблизительно пятьдесят три различных хамон; каждый с собственным названиелCеталла. Нож-скребок, называемый сэн, представляет собой лезвие, напоминающее крыло и имеющее закаленную и заточенную режущую кромку (обычно это часть меча). Затем Ёсиндо напильником обрабатывает обух и режущую кромку и, используя шероховатый камень карборунд, выполняет предварительную шлифовку всей поверхности лезвия. Режущая кромка при этом по-прежнему не затачивается.

На этом этапе форма меча уже хорошо определена и все линии и поверхности сформированы. Уже четко видны хвостовик, боковые ребра, мати и линии, образующиеся в месте, где обух переходит в боковые поверхности. Поверхность лезвия отшлифована очень грубо, что позволит глиняной корке во время яки-ирэ хорошо к ней прилипнуть. Поскольку жир также может снизить прилипание глины, кузнец очень аккуратен на этом этапе и старается не касаться поверхности лезвия пальцами.

После ковки окончательная доводка формы лезвия выполняется напильником.

 

ЦУТИОКИ - создание хамон

Кузнец размешивает глину и воду

 


На режущую кромку глиняная смесь наносится в первую очередь.

 
 
 

Закаленная сталь может быть хорошо заточена и будет сохранять остроту, но это не подходит для всего лезвия, так как при этом оно становится слишком хрупким. По этой причине, японские кузнецы-оружейники использовали методы укрепления только режущей кромки лезвия, оставляя тело меча более гибким, способным поглотить удар или выдержать напряжение, вызванное внезапным скручиванием.

Перед кузнецом на этом этапе встают две проблемы. Во-первых, режущая кромка должна быть сделана достаточно твердой, но не слишком твердой и не слишком мягкой. Это зависит от температуры обжига, содержания углерода в стали и ряда других факторов, предусмотренных кузнечным делом, правильность выполнения которых невозможно проверить до момента, когда горячее лезвие охлаждается в воде.

Во-вторых, понимание меча в Японии диктует, что на лезвии должен быть распознаваемый рисунок, на котором можно проследить, как кристаллическая структура режущей кромки изменяется от твердого мартенсита (мартенсит - игольчатого вида микроструктура, наблюдаемая в подвергнутых значительному переохлаждению некоторых металлических сплавах и чистых металлах) до мягкого перлита (перлит - одна из структурных составляющих стали, представляющая собой смесь феррита и цементита и обладающая большой прочностью и пластичностью). Этот рисунок называетсяхамон и он, фактически, является отражением мастерства кузнеца. Это своего рода подпись. Хамон - возможно наиболее важный эстетический элемент лезвия, и первое на что обращают внимание ценители мечей. Б. Робинсон в своей книге "The Arts of the Japanese Sword" приводит приблизительно пятьдесят три различных хамон; каждый с собственным названием (от описательного "прямой нестандартный" до более суггестивного "хризантема и вода") и именем кузнеца или школы с которыми он идентифицирован. Стиль в хамон напоминают стиль в одежде и зависит от времени. Например, один из любимыххамон Ёсиндо Ёсихара (в мастерской которого сделаны все фотографии) - тёдзи или "цветок гвоздики", рисунок напоминающий лепестки и часто связываемый с мечами стиля Бидзэн.

Для укрепления режущей кромки поверхность лезвия покрывается слоем глины (более толстый слой вдоль обуха и на боковых поверхностях и очень тонкий слой вдоль режущей кромки), затем лезвие нагревается в горне до температуры 700° - 900° С и быстро охлаждается в емкости с водой. Нагревая лезвие выше этих температур можно добиться его "отпускания", изменяя при этом состояние стали к аустениту (аустенит - одна из структурных составляющих стали, представляющая собой твердый раствор углерода (до 2 %) или углеродистого железа в железе, находящимся при температуре 910 - 1400° С). Заключительная твердость стали зависит от скорости, с которой эту сталь охлаждают. Если сталь охлаждается быстро, что происходит там, где глиняная корка тонка, аустентит изменится к мартенситу и металл станет тверже, чем был. Если скорость остывания медленнее, что происходит там, где толстая глинистая корка служит изолятором, структура стали возвратится к первоначальному ферриту и перлиту и твердость стали будет почти неизменна.

Реально, на твердость режущей кромки оказывают влияние три связанных переменных:

1. Содержание углерода в стали. Сталь с содержанием углерода менее 0,35 процентов фактически не может быть охлаждена достаточно быстро, чтобы изменяться к мартенситу - то есть, чтобы сформировался хамон. Содержание углерода также влияет на ширину и извилистость линии (хабути), которая определяет границу хамон. Например, сталь с содержанием углерода 0,6 процентов, которую использует брат Ёсиндо - Сёдзи, будет иметь немного более широкую хабути, чем сталь с содержанием углерода 0,7 процентов, которую выбирает Ёсиндо.

2. Слой глины на лезвии. Варьируя место нанесения и толщину глиняного слоя, особенно на краю режущей кромки и рядом с ней, кузнец добивается возникновения в стали неоднородных по кристаллической структуре областей, проявляющихся в виде узнаваемого узора на законченном лезвии.

3. Температуры, до которой нагреты различные части лезвия. Хотим мы или нет, но все части меча не могут иметь одинаковую температуру перед охлаждением. Режущая кромка, например, обычно разогревается сильнее, чем обух по всей длине лезвия. Величина температуры и ее изменение определяют появление хамон и других видимых характеристик металла, таких как ниэ, ниой и уцури.

Выполнение этой части работы кузнец начинает с подготовки клейкой глиняной смеси, которая будет нанесена на лезвие. Она состоит из глины, порошка древесного угля и растолченного песчаника (омуро), взятых в приблизительно равных пропорциях. Глина выполняет основную функцию изолятора. Песчаник омуро предохраняет глину от усыхания и растрескивания. Древесный уголь помогает кузнецу регулировать степень нагрева и охлаждения. Точная формула смеси может измениться от школы к школе и от кузнеца к кузнецу.

Кузнец прибавляет воду к глиняной смеси и перемешивает ее, пока не достигнет требуемой вязкости. Затем, используя шпатель, он наносит глину на режущую кромку меча, делая ее очень тонкой там, где должен появиться хамон. После этого кузнец наносит более толстый (от 3 до 8 миллиметров) слой глины на верхнюю часть лезвия и обух. Это покрытие предотвратит указанную часть лезвия от быстрого охлаждения и закалки и определит границу хамон. Граница будет более четкой, если кузнец сделает резкий переход от тонкого слоя глины к более толстому.

Затем, на уже нанесенные слои глины, кузнец ребром штапеля наносит дополнительный ряд очень тонких глиняных полос, расположенных перпендикулярно или под углом к режущей кромке лезвия. Эти полосы играют роль изоляторов при закалке и создают аси - узкие каналы более мягкой стали в укрепленной режущей кромке. Такая "зубчатая" модель режущей кромки помогает ограничить степень повреждения лезвия при возникновении сколов: скол остановится на линии аси. Аси может являться важной частью, определяющей вид хамон. Однако кузнецы школы Сосю на этом этапе добавляют в глину порошок окисла железа, чтобы сделать аси в хамон визуально менее заметными.

Таким образом, нанесение глины на лезвие выполняется в следующей последовательности: режущая кромка, верхняя часть лезвия и обух, аси. Любопытный аспект этой процедуры состоит в том, что лезвие полностью "упаковано" в глину, несмотря на то, что казалось бы - если для успешного выполнения яки-ирэ режущая кромка должна охлаждаться значительно быстрее, чем остальная часть лезвия, то кузнец вообще не должен наносить глину на режущую кромку, а для охлаждения использовать непосредственный контакт раскаленного металла с прохладным воздухом или водой. На практике же получается, что быстрее охлаждается лезвие, покрытое тонкой глиняной коркой, Это происходит потому, что нанесенная глина создает большую площадь охлаждающей поверхности для металла. Кроме того, глина предотвращает появление пузырьков на поверхности лезвия в момент охлаждения, которые стали бы крошечными изоляторами и вызвали бы возникновение областей мягкой стали в хамон.

После этой процедуры кузнец ожидает час или более до образования на лезвии сухой глиняной корки.

Верхняя часть лезвия покрывается толстым слоем глиняной смеси.

 

Очень тонкие полоски глины, расположенные перпендикулярно режущей кромке, образуют аси.

 

 

Только что покрытое глиной лезвие (верхнее фото) и то же самое лезвие с уже подсохшей глиняной коркой. Рисунок на режущей кромке, полученный в результате высыхания глины, идентичен хамон, который получится после укрепления режущей кромки: этот рисунок называется гуномэ.

 

 

Другой способ нанесения глины (верхнее фото) и то же лезвие с частично подсохшей глиняной коркой. Этот рисунок называется тёдзи - "цветок гвоздики" - типичный хамон на мечах стиля Бидзен.

 


Глиняный рисунок для прямого хамон (сугуха) и тот же клинок с подсохшей глиняной коркой.

 
 
 

 

ЯКИ-ИРЭ - закалка лезвия

Нагрев различных частей меча

Яки-ирэ - процесс нагрева меча докрасна с последующим погружением его в емкость с водой - возможно наиболее впечатляющий момент в работе кузнеца. Раскаленное лезвие, затемненная кузница, шипение поднимающегося пара - все это делает яки-ирэ почти что мистическим действом, посредством которого из куска металла рождается меч.

В действительности же, как это часто бывает, все обстоит совсем не так. Яки-ирэ - работа целого дня, зачастую оканчивающаяся разрушенным лезвием, которое должно быть или вторично переработано или отбраковано. Работа выполняется ночью при выключенном свете для того, чтобы кузнец мог видеть истинный цвет раскаленного лезвия и точно определить его температуру. Рассказы о воде для охлаждения, которую якобы необходимо брать только из такого-то и такого-то горного ручья или которая должна быть такой-то и такой-то температуры пожалуй являются вымыслом или частью той таинственной привлекательности, которой всегда окружали себя кузнецы, чтобы представить свою технику как исключительную и секретную.

В чем, однако, не приходиться сомневаться, так это в том, что успешное выполнение яки-ирэ требует высокой квалификации и чувства материала. Кузнец не использует серийно производимую фабричную сталь. Металл в каждой новой партии имеет уникальные характеристики, некоторые из которых устраивают кузнеца, а с некоторыми приходится бороться. Он должен уметь оценить температуру лезвия на глаз и без колебаний выбрать точный момент для охлаждения.

При разговоре относительно укрепления японских мечей, многие западные писатели используют термин "закаливание", а применительно к хамон - "линия закалки". Технически, употребление этих терминов в данном случае не корректно. Более правильно говорить, что лезвие подвергнуто термообработке для того, чтобы укрепить режущую кромку. Закаливание - это то, что выполняется после укрепления, чтобы сделать сталь менее хрупкой.

Ёсиндо начинает с маленьких - размером с сахарный кубик - кусочков древесного угля, чтобы гарантировать жар (даже огонь) в горне и предотвратить физическое повреждение глиняной корки, которое может изменитьхамон. Он обертывает тряпку вокруг стального стержня и заклинивает хвостовик лезвия в U-образный выступ на конце стержня. Удерживая меч за стержень, Ёсиндо начинает очень медленно протягивать лезвие через горячие угли, одновременно левой рукой нагнетая воздух кузнечными мехами. Все это время он удерживает меч режущей кромкой вверх. Постепенно лезвие начинает накаляться. Кузнец протягивает меч через огонь от десяти до пятнадцати раз и затем позволяет огню утихнуть, чтобы он мог исследовать цвет лезвия. Когда оно становится достаточно горячим (более чем 700 ° C - цвет между ярко-красным и оранжевым), Ёсиндо переворачивает лезвие и снова протягивает его через горн - на этот раз режущей кромкой вниз. После несколько большего количество проходов, лезвие приобретет достаточно равномерную окраску и режущая кромка (цвет от ярко-красного к оранжевому) будет нагрета до более высокой температуры, чем остальная часть лезвия (цвет от красного к ярко-красному). После этого Ёсиндо погружает раскаленное лезвие в емкость с водой.

Не все кузнецы делают яки-ирэ описанным способом. Кузнецы школы Сосю, например, ждут, пока лезвие не нагреется до более высокой температуры.

 

 

Ёсиндо постепенно нагревает лезвие, непрерывно протягивая его через огонь

 

Теперь раскалено все лезвие. Еще несколько протягиваний в горне и лезвие будет готово к охлаждению

 

 

 

Яки-ирэ: раскаленное лезвие погружается в емкость с водой

 
 
 

Метод Ёсиндо особенно интересен тем, что он позволяет получить уцури. Слово уцури означает "отражение", а сам эффект проявляется в виде белесого рисунка на лезвии со стороны обуха. Кузнецы периода Бидзэн владели этим приемом, но в период Эдо методика была утеряна. Так как рисунок уцури иногда, казалось, копировал хамон, знатоки периода Эдо назвали его "второй хамон". Технически это неправильно, так какуцури не является следствием образования мартенсита. Наличие уцури - показатель высочайшей квалификации кузнеца, так как рисунок проявляется только при выполнении строго определенных требований к температуре и составу металла. Ёсиндо потратил на эксперименты три года, пока не смог восстановить технику получения уцури и теперь несколько других современных кузнецов также используют ее в своих работах.

Очень чистый пример уцури на клинке стиля Бидзэн

Температура и структура используемой стали влияет на появление и других эффектов. Мы видели, что кузнец может объединять блоки с разным содержанием углерода перед финальной ковкой. Более высокоуглеродистые слои произведут большее количество мартенсита после охлаждения, что проявится при полировке в виде ярких полосок - кинсудзи и инадзума на лезвии меча. Если распределение углерода в металле лезвия сильно неоднородно, охлаждение вызовет появление многочисленных эффектов "зернистости", названных ниэ, араниэ, ниой, кониэ и сунагаси (все это разновидность мартенсита, но имеющие различные имена согласно их размеру или расположению).

Кинсудзи и инадзума - высокоуглеродистые области мартенсита, которые проявляются как яркие полоски в переходной зоне (хабути) между твердой режущей кромкой и остальной частью лезвия (область перлита). Кинсудзи, что означает "золотые линии", располагаются параллельно режущей кромке. Инадзума - "вспышка молнии" выглядит как зигзагообразная линия, расположенная под углом или перпендикулярно режущей кромке.

Примеры ниэ и ниой, которые являются видимыми областями мартенсита, находящимися в области хабути. По сравнению с туманными и расплывчатыми областями ниой, в областях ниэ, дольше находившимися при более высокой температуре, образовались большие кристаллы аустенита, которые после охлаждения стали хорошо заметны.

После выполнения яки-ирэ Ёсиндо вынимает меч из воды, нагревает его в горне до 160 ° C и снова охлаждает. Это процедура закаливания, называемая яки-модоси, помогает снизить напряжение в укрепленной режущей кромке, частично разрушая большие, недавно сформированные стальные кристаллы мартенсита. Закаливание может быть повторено несколько раз, однако Ёсиндо должен быть очень внимательным, поскольку при превышении требуемой температуры часть хамон может начать терять очертания или пропасть совсем. Это как раз то, что произошло со многими старинными мечами, побывавшими в горящих зданиях: металл не пострадал, нохамон был разрушен.

Затем, используя грубый, охлаждаемый водой шлифовальный круг, Ёсиндо удаляет с поверхности лезвия всю глину и шлифует режущую кромку. Он может сделатьхамон видимым для первоначального осмотра, используя 2-х процентный раствор азотной кислоты. Если лезвие перед охлаждением было слишком горячим, на нем могут появиться трещины или хамон может быть плохо очерчен. Если температура лезвия была слишком низка, хамонможет не быть вовсе - это значит, что режущая кромка была недостаточно укреплена - или он будет очень неясным и расплывчатым (так называемый "сонный хамон"). Но если все пошло так, как было запланировано, хамон будет яркий и четкий, в соответствии с тем, что представлял себе Ёсиндо, когда создавал на лезвии глиняную корку.

Если Ёсиндо не удовлетворен получившимся хамон, он может устранить его нагревая лезвие докрасна и медленно охлаждая его на воздухе. При этом происходит переход структуры стали к первоначальному состоянию - перлиту. После этого, Ёсиндо может снова покрыть лезвие глиной и повторить яки-ирэ. Хорошо сделанный меч способен выдержать от трех до пяти таких процедур. Показатель качества Ёсиндо сравнительно высок. Три четверти его лезвий успешно переносят яки-ирэ. Аналогичный показатель у среднего кузнеца - половина или меньше.

 

После яки-ирэ Ёсиндо с помощью шлифовального круга устраняет глину и исследует хамон.

 

Хороший хамо… Продолжение »