Отделение

Европейской Федерации Иайдо в России.

Синкай Додзё.

Санкт-Петербург.

905

 Превращения стали

 

Тамахаганэ, традиционная японская сталь, используемая при ковке меча.

 

 

 

Тамахаганэ производится путем сжигания железной руды с углем при высокой температуре в плавильне татара.

 

 

 

Сырая сталь формуется в блок и нагревается в плавильне кузнеца.

 

 

 

Кусок стали складывается более дюжины раз во время ковки клинка.

 

 

Яки-ирэ: клинок покрывается глиной, нагревается и погружается в корыто с водой.

 

 

Яки-ирэ закаляет острие клинка и создает целый ряд визуальных эффектов на поверхности стали.

 

 

Хабаки, состоящие из одного или двух частей, покрыты золотой фольгой (Хироcи Миядзима). Основным металлом для каждой из них служит медь, за исключением хабаки в самом левом углу, для которой изпользуется сакудо, сплав меди и золота.

Хабаки, изображенная на первой фотографии, использует полированную сакудо для внутренней части и так называемый эффект испещрения - кокэ (мох), создаваемый путем приложения мягкой мастики из золота и ртути к отделанной и покрытой золотой фольгой поверхности.

 

 

Два меча, изготовленные Ёсиндо Ёсихара, с хабаки, состоящими из двух частей сделанными Хироcи Миядзима и ножнами, сработанными Кадзуюки Такаяма.

 

 

Хабаки, изображенная на второй фотографии, покрыта золотой фольгой, которая была гладко отполирована на внутренней части и украшена следами от напильника на внешней.

 

Двое черных лакированных деревянных ножен с плетеными рукоятками, изготовленные Кадзуюки Такаяма. В более длинных ножнах находится катана с эфесом. В более коротких безэфессных ножнах находится танто или кинжал. Подобный простой вид крепления был популярен в эпоху Тэнсо (1573-91), от которого данный меч и получил свое имя.

 

Черные и ножны с плетеными эфесами для катана, изготовленные Кадзуюки Такаяма. Кожа погружается в жидкий лак и затем полируется до тех пор пока не станет гладкой для создания окончательного дизайна. Деревянные ножны для тати украшены золотыми хлопьями, растворенными в лаке, и золотыми соцветиями шип-розы и серебряными обрамлениями. Золотые и серебряные соцветия также вплавлены в рукоятку.

 
 
 

 

Тати и катана

Тати, сделанный Кунимицу (ок. 1300 г.). Этот меч представляет собой школу Ямасиро периода Камакура. Рукоятка и стройная, изящная форма не изменены.

 

Самурай разрубает демона Сутэндодзи. Изображение взято со свитка периода Муромати.

 

Катана, изготовленный Котецу (ок. 1660-70 г.). Примечательна широкий хамон, крупное острие и очень маленькая кривизна клинка. Подпись автора достаточно отчетлива и длинна.

 

Катана, изготовленный Кёмаро (ок. 1840 г.). Меч имеет крупное острие, средную кривизну и, в сравнении с более старыми образцами, широкую и органичную форму. Подпись автора, дата и следы напильника очень отчетливо видны.

 

Тати, изготовленный Ёсиндо Ёсихара (1943 г.). Меч очень широкий с большим хамоном. Рукоятка белая и не ржавая с чистыми отметинами от напильника и подписью. Большая кривизна и тёдзи хамон сделаны по типу старых клинков Бидзэн.

 
 
 

 

Меч изнутри

Фазовая диаграмма железа и углерода. При нагреве выше критической температуры, сталь меча (0.7 % углерод) становится аустеничной. Будучи охлажденной медленно, сталь возращается к к ферриту и перлиту. Будучи охлажденной быстро, она превращается в мартенсит. Меняя скорость охлаждения, кузнец делает сталь меча твердой на острие и мягкой в сердцевине. Критическая температура меняется согласно процентному содержанию углерода.

 

Поперечное сечение меча, закаленного в стиле кобусэ с сердцевиной из мягкой стали (синганэ) и внешнего слоя из твердой стали (каваганэ)

 

Части меча. Нажмите рисунок, чтобы увеличить

 
 
 

Оценка меча

 

 

 

 

Оценщик Кокэн Мита показывает как проверить меч. Чтобы достать меч из ножен, держите ножны в одной руке, а рукоять в другой, в то время как большой палец руки, держащей ножны, захватывает рукоять и наоборот. Отделите ножны от рукояти, нажимая двумя большими пальцами рук в противоположные стороны; ваши руки должны служить неким тормозом, препятствующим вылету клинка и возможным ранениям. Как только меч может свободно ходить в ножнах, вытащите его, прижимая лишь нережущую поверхность клинка к ножнам. При вынимании с касанием либо режущей или боковых поверхностей, меч может порезать ножны или быть поцарапан.  

 

 


Как только клинок вынут из ножен, держите его прямо вверх на расстоянии вытянутой руки, чтобы изучить его пропорции, кривизну и общее состояние.

 

 


Чтобы изучить хамон, направьте его на точку около 5 см ниже источника света. Режущая поверхность клинка видна в свете, отраженном от острия. Уцури, если оно присутствует на острие, может быть изучено таким же образом.

 

 

 


Чтобы изучить поверхность стали (дзитэцу, текстуру и цвет), смотрите прямо на клинок, при этом свет должен идти или сверху или сзади.

 

 


Затем оцените острие, чтобы проверить форму и состояние закаленного конца.

 

 

В последнюю очередь посмотрите на рукоять, ее форму и подпись автора, если таковая есть, ржавчину и состояние декоративных надпилов. Также проверьте, не была ли рукоять меча подрезана или изменена каким-либо образом.

 
 
 

 

Хамон. Отличие старого меча от нового

  

Наиболее распространенные из хамонов.

 

 


Тати, изготовленный мастером Мицутада (ок. 1250 г.), основателем школы Бидзэн Осафунэ. Клинок был укорочен путем подрезания рукояти и стачиванием до отложения маси. Нижняя дыра в рукояти была сделана автором, верхняя была добавлена позднее.

 

 

Тати, изготовленный Куни-иэ Ёсихара (от рождения Содзи, 1945 г.). Сравните данный меч с тати Кото на предыдущем рисунке и обратите внимание на более универсальную форму клинка, более широкий хамон, оригинальную, неизмененную форму, большую хамати и четкую подпись.

 

 

Наиболее распространенные отличия между старыми и новыми мечами.


 

 

 

 


Токуто ("прямой меч"), изготовленный Сейхо Сумитани (1921 г.). Данный меч выполнен в стиле прямого клинка периода Нара. Сумитани был выделен как "живое достояние нации". Катана, изготовленная Цутому Со (1927 г.) Клинок имеет острие средного размера, легкую кривизну и очень длинную рукоять с замысловатыми декоративными отметками от напильника. Катана, изготовленная Акицугу Амада (1927 г.) Хамонимеет кинсудзи и очень расплывчатый хабути. Амада очень часто работает в стиле Сосю.

 

 

Три современных катана. Первый меч изготовлен Куни-иэ Ёсихара. Этот катана похож на тати, изображенный на последнем рисунке в части "Тати и катана" и изготовленный старшим братом кузнеца, но поскольку это катана, кривизна клинка не настолько велика. Второй клинок изготовлен Ёсиндо Ёсихара в стиле хирадзукури. Лезвие имеет плоскую поверхность и не не обладает ни кровостоком, ни четко выделенным полированным острием клинка. Гравировка, также сделанная Ёсиндо Ёсихара, это стилизованное изображение кэн - древнего типа меча. Третий меч изготовлен Мориёси Таникава (1920 г.). Этот клинок достаточно широк с исключительно большим острием в стиле Нанбокуто и гуномэ хамон.

 
 
 

 

Кузница и инструменты

 


Мастер Ёсиндо Ёсихара.

 

 


Ёсиндо Ёсихара иногда использует нескольких помощников во время ковки меча

 

 

Мастерская Ёсиндо (кликните рисунок для увеличения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Некоторые инструменты Ёсиндо. Кувалда используется при ковке, ручные молотки меньшего размера используются для начального формирования клинка (сунобэ). Различные клещи используются, чтобы удерживать раскалённую докрасна сталь. Загнутый инструмент внизу на фотографии используется для того, чтобы выпрямлять погнутый или искривлённый клинок. Длинный стержень с верёвочной ручкой приваривается к заготовке меча чтобы таким образом удерживать меч в раскалённом горне. Поскольку этот стержень не из самого высококачественного металла, часть меча, приваренная к нему, делается рукояткой.

 

 


Механический молот мастера Ёсихара.

 

 

Рисунок , показывающий, как в старину работали с плавильной печью. Мастер держит лопату, четыре его помощника согласованно раздувают кузнечные мехи. Нагасё Сэцузан (1774 - 1833).(Кликните для увеличения)

 
 
 

 

Плавильная печь ТАТАРА и сталь ТАМАХАГАНЭ

Большинство японских кузнецов-оружейников использует традиционную сталь - тамахаганэ, изготавливаемую в традиционных плавильных печах татара. Основное количество стали тамахаганэ производится в префектуре Симанэ на западе острова Хонсю.

В плавильной печи татара расплавленное железо соединяется с углеродом от сжигаемого древесного угля, что позволяет получить высокоуглеродистую сталь (процент содержания углерода потом снижается во время ковки).

 

Татара представляет собой жёлоб, сделанный из глины, Толщина стен около 30 сантиметров. Фундамент татаратщательно подготавливают, создавая подземные сооружения из глины, камня, и дерева. Подземные конструкции служат много лет, предотвращая остаточную влажность от испарений и снижения температуры в течение плавки.

 

Татара перестраивается заново перед каждой новой плавкой. На рисунке изображены дополнительные полости - очаги, в которых сжигают дерево во время постройкитатара. Для осуществления одной выплавки необходимо пять дней - один день на постройку татара, три дня идёт плавка, и один день уходит на извлечение выплавленного железа. После постройки новых стен на дне татара разводят огонь, в который непрерывно в течении трех часов подкладывается древесный уголь и небольшие куски дуба. Полученные угли покрывают железным песком сатэцу, а сверху засыпают древесным углём. Процесс добавления сатэцу провторяют каждые полчаса в течение трех суток. В результате выплавляемое железо насыщается углеродом.

 
 
 

По окончании процесса выплавки на дне татара образуется стальной блок - кэра, весом приблизительно около двух тонн. Стены татара разрушаются, и огромный кусок металла извлекается наружу, после чего рабочие разбивают его на отдельные куски.

Около половины полученного металла составляет сталь с содержанием углерода от 0,6 до 1,5 процента. Эта сталь и называется тамахаганэ. Примерно две трети этой половины является сталью оптимального качества с содержанием углерода в пределах 1,0:1,2 процента. Оставшаяся часть тамахаганэ содержит куски с низким или высоким содержанием углерода, которые могут быть объединены во время ковки. Оставшаяся половина кэрапреобразуется в годное для использования сырье за счет изменения содержания углерода во время специальной процедуры ковки, названной оросиганэ. Эта процедура обычно выполняется кузнецом в его собственной кузнице.

Тамахаганэ стоит приблизительно 20 долларов за фунт (~ 450 грамм). Поскольку кузнецу необходимо 5 или 6 фунтов тамахаганэ чтобы изготовить один фунт стали, стоимость тамахаганэ для изготовления одного лезвия может достигать 200 долларов.

 
 
 

Для одной выплавки расходуется 13 тонн древесного угля и 8 тонн сатэцу. Самая высокая температура в татара может достигать 1200 - 1500° С.

Как видно на рисунке, тамахаганэ имеет неоднородную структуру, что обьясняется неравномерным содержанием углерода. Это вызвано путём сжигания древесного угля в татара во время выплавки. Именно в этом есть уникальность и преимущество тамахаганэ для изготовления клинка перед заводской сталью с одинаковым содержанием углерода. Различная степень твёрдости (из-за различного содержания углерода), позволяет клинку лучше поглощать удар, а так же вызывает интересные визуальные эффекты на его поверхности, что является критерием его оценки знатоками.

 

ОРОСИГАНЭ и ЦУМИВАКАСЭ - отбор стали и подготовка её к ковке

Кузнец проверяет каждую партию тамахаганэ, полученную из плавильной печи. Так как ему необходимо получить для каваганэ (стали, которая будет использоваться для наружной поверхности лезвия) содержание углерода порядка 0,7 процентов и так как ковка вызывает постоянную потерю углерода, для работы требуетсятамахаганэ, в которой содержание углерода составляет от 1 до 1,5 процентов. Иногда тамахаганэ, которую получает кузнец, уже прошла предварительную сортировку. В этом случае ему лишь остается решить, какие куски использовать для наружной поверхности лезвия, а какие для более мягкой сердцевины - синганэ.

Многие из кусков тамахаганэ имеют неоптимальное содержание углерода и не могут использоваться без дополнительной обработки в кузнечном горне. Например, сталь, имеющая содержание углерода 1,7 процента, очень плохо куется и сваривается из-за повышенной ломкости при нагреве. Часть малоуглеродистой стали (ниже 0,5 процентов) может быть использована для синганэ, но такой стали требуется очень немного. Это сталь также не подходит для изготовления каваганэ, потому что, когда она смешивается со сталью с более высоким содержанием углерода это вызывает появление некрасивых дефектов на поверхности лезвия.

Оросиганэ - общее название для двух связанных процессов, которые используют, чтобы регулировать содержание углеродав таких типах стали и сделать их подходящими для изготовления меча (это также и название металлов, которые получаются в результате этих процессов).

 

Метод, используемый для обработки малоуглеродистой стали, аналогичен процессу втатара. Сначала кузнец покрывает дно кузнечного горна хорошо измельченным древесным углем. Затем он добавляет большие куски угля и зажигает их. После этого он укладывает слой малоуглеродистой стали и сверху засыпает еще одним слоем древесного угля. По мере сгорания угля горячая сталь опускается ко дну горна, насыщаясь углеродом.

 

 

Метод, используемый для высокоуглеродистой стали, несколько отличается и использует способности горячего железа выделять углерод в присутствии кислорода. Дно горна покрывается золой рисовой соломы, смешанной с порошком древесного угля (зола рисовой соломы выполняет роль связующего элемента и предотвращает распыление порошка напором воздуха из кузнечных мехов). Затем мастер укладывает горкой слой высокоуглеродистой стали так, чтобы в центре гор ки оставалось свободное пространство и чтобы воздух от кузнечных мехов поступал по воздуховоду непосредственно в центр горки. Сверху все это засыпается слоем древесного угля.

 

 
 
 

После зажигания каменного угля кузнец начинает энергично качать мехи, чтобы сохранить устойчивый поток воздуха в раскаленную массу стали. Поступающий кислород объединяется с углеродом, содержащимся в стали, и выходит наружу в виде двуокиси углерода. После этого в горне остается металл с уменьшенным содержанием углерода, более пригодный для ковки и сварки.

После наступает время, чтобы очистить сталь и начать изготавливать из нее меч. Кузнец берет кускитамахаганэ (или оросиганэ), нагревает их в кузнечном горне и расковывает в плоские листы толщиной около сантиметра. После охлаждения выкованных листов в воде, он молотком разбивает их на небольшие пластинки. В местах разлома хорошо виден цвет и кристаллическая структура металла. Блестящий и чистый цвет говорят о том, что это высокоуглеродистая сталь (содержание углерода выше 1 процента). Более темный, грязный цвет указывает на низкое содержание углерода и возможное наличие примесей. Исходя из этого, мастер сортирует кусочки стали, чтобы отобрать из них те, которые будут использоваться для изготовления боковых поверхностей меча (такая сталь имеет содержание углерода около 0,7 процентов и называется каваганэ).

Затем отобранные кусочки укладывают в блок на стальной пластине, к которой приварена длинная рукоять. Этот блок необработанной стали имеет размер стороны около 11-18 сантиметров и весит от 1,5 до 3 килограмм. Далее мастер обертывает это бумагой и обмазывает глиной, чтобы скрепить все вместе, и помещает блок в кузнечный горн. Затем блок засыпается древесным углем и нагревают его тридцать-сорок минут. Когда цвет металла станет ярко желтым или белым (около 1300° С), кузнец достает блок из горна и размещает на наковальне.

 

 

Здесь он осторожно осаживает блок ударами молота для того, чтобы сварить все кусочки тамахаганэ вместе. Мастер должен работать очень ловко и быстро, ибо как только сталь достанут из огня, ее температура начнет понижаться. Чрезмерное снижение температуры может сделать невозможным процесс сварки кусочков стали.

 

 
 
 

После этого сталь опять помещается в горн, нагревается и проковывается молотом. Первая обработка молотом объединяет все маленькие стальные кусочки и пластину, на которую они помещались вначале. Последующее обработки молотом постепенно растягивают стальной блок в брусок, длина которого примерно в два раза превышает первоначальную длину блока. Все это требует нескольких циклов нагрева и обработки молотом. После получения бруска мастер может перейти к процедуре ковки - китаэ.

 

КИТАЭ (Ковка)

Ковка на этом этапе обычно выполняется с помощью механического молота. Кузнец двигает и поворачивает стальной блок, чтобы равномерно обработать его верхнюю и нижнюю поверхности. Механический молот всегда ударяет по наковальне в одном и том же месте. Точно так же при использовании помощников с кувалдами, мастер удостоверяется, что они бьют точно в центр наковальни - передвигается всегда только заготовка. Это делается, соображений безопасности и также позволяет кузнецу поместить под удар только требуемую часть стального бруска. Молот всегда ударяет по стали всей своей площадью, и это основное правило ковки. При ковке кузнец держит толстую связку влажной рисовой соломы перед сталью, чтобы защитить лицо от искр и крошки. Периодически он добавляет древесный уголь в ту часть горна, которая находится перед трубой кузнечных мехов.

Описанная процедура из шести сворачиваний называется сита-гитаэ, или базовая ковка. В результате получается стальной брусок с габаритами 25х2х3,5 см, весящий от 1 до 1,5 килограмм. Но на этом этапе металл все еще не готов. В нем слишком много углерода, который вдобавок неравномерно распределён. Перед продолжением ковки брусок разрезают на три равные части. Двух частей будет достаточно для изготовления короткого меча, а для полного лезвия требуется четыре таких части, для чего используется одна дополнительная часть от другой партии.

Кузнец складывает четыре части одна на другую и используя нагрев и ковку сваривает их вместе. Полученная заготовка, весящая от 1,5 до 2,5 килограмм, опять проковывается и сворачивается пополам шесть или семь раз. Этот второй этап назван агэ-гитаэ, или финальная ковка. При этом опять теряется около половины исходного материала. В результате получается брусок стали весом от 0,9 до 1,6 килограмма с оптимальным содержанием углерода в районе 0,6 - 0,7 процента (мнения кузнецов на этот счёт расходятся).

Большинство углерода в тамахаганэ - целых 0,3 процента - теряется в течение первого этапа ковки, когда кусочки необработанной стали расплющиваются, складываются вместе и сковываются. Каждое последующее сворачивание вызывает потерю еще 0,03 процентов углерода, поскольку при этом разрушаются крупные кристаллы углерода. Если перед началом ковки содержание углерода в тамахаганэ составляло 1,4 процента, то к началу первого сворачивания оно уже уменьшилось до 1,1 процента. Тринадцать последующих сворачиваний вызывают потерю еще 0,39 процента (0,03х13). В итоге получается сталь с содержанием углерода приблизительно 0,7 процентов. В то же время, ковка и сворачивания сделали распределение углерода более равномерным и способствовали вытеснению большинства примесей и шлаков.

Шероховатая область в центре образуется в результате растягивания металла при сворачивании. Трещины и пустоты свидетельствуют о том, что эта сталь находится на ранней стадии ковки.

 

Сталь на поздней стадии ковки. В области сгиба отсутствуют крупные трещины или пустоты.

 
 
 

Не существует никаких четких стандартов относительно количества сворачиваний. Сталь считается готовой, если на сгибе она тянется равномерно и остается гладкой, без разрывов и трещин. Тщательно подбирая кусочки стали в самом начале и перед финальной ковкой, а также наблюдая за состоянием стали во время нагрева и ковки кузнец может изготовлять такую сталь, которая ему в данный момент необходима.

Не менее важные, чем количество содержания углерода, параметры это дзитэцу (качество металла) и дзихада (вид узора на боковых поверхностях лезвия). Во время ковки стальная заготовка многократно сгибается и становится похожей слоеное печенье, состоящее из наложенных друг на друга 6000 или более слоев на один сантиметр стали. Расположением этих слоев можно управлять и на хорошо отполированном лезвии они проявляются в виде четкого узора. Если в начале финальной ковки кузнец объединяет стальные блоки из разных базовых ковок, слои стали с различным содержанием углерода проявятся как контрастные линии вдоль неполированных частей изготовленного лезвия. Кузнецы часто используют этот метод, чтобы изготовлять роскошно выглядящие мечи.

Направление сворачивания может чередоваться

 

Виды дзихада

 
 
 

То, каким образом ковались стальные блоки, является очень важным для определения общего вида дзихада. Узор масамэ получается путем использования некованного торца закаленного куска стали для отделки поверхности клинка.Насчека итамэ, которая напоминает структуру дерева, создается при помощи кованного торца

 

Некоторые примеры дзихада

(Нажмите на картинку для увеличения)

 
 
 

 

 СИНГАНЭ - сталь сердцевины

Описанный выше процесс ковки используется для изготовления каваганэ - стали, из которой формируется верхняя поверхность лезвия, включающая режущую кромку и хамон. Хвостовик лезвия также может быть полностью сделан из каваганэ. Средние и полноразмерные мечи обычно изготавливаются из соединения каваганэ и немного более мягкой, малоуглерод… Продолжение »

© 2011 Александра Мясникова

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz