…н имеет четкую форму и узнаваемый рисунок по всей своей длине. Дополнительные детали - такие как аси икинсудзи - делают его еще более сложным и визуально интересным. "Бедный" хамон указывает на укрепленную сталь, но может иметь хаотичный вид, без непрерывного или распознаваемого рисунка

 
 
 

 

СОРИНАОСИ - корректировка изгиба лезвия

При выполнении яки-ирэ, металл около обуха сжимается (при охлаждении) в течение более длительного периода времени, чем быстро остужаемая и укрепленная режущая кромка, что может привести к увеличению изгиба лезвия почти на пол-дюйма. Чтобы скомпенсировать это, кузнец на стадии подготовки к яки-ирэ придает лезвию гораздо меньший изгиб, чем это требуется на самом деле. Но, тем не менее, обычно некоторая коррекция все же необходима.

Если изгиб слишком большой, Ёсиндо может выпрямлять лезвие, нанося удары молотом вдоль обуха, чтобы "растянуть" металл. Если изгиб недостаточен или неравномерен, для его коррекции Ёсиндо прижимает обух лезвия к раскаленному докрасна медному блоку и затем охлаждает меч в воде. В том месте лезвия, которое подвергается этой процедуре, происходит небольшое увеличение изгиба.

 

Иногда для выпрямления лезвия требуется ковка

 

 

Ёсиндо прижимает обух к раскаленному докрасна медному блоку и корректирует изгиб лезвия

 

Обух этого лезвия был нагрет на небольшом участке четыре раза. Чем большее количество раз участок лезвия нагревается, тем больше становится изгиб лезвия в этом месте

 
 
 

 

Грубая полировка лезвия КАДЗИТОГИ и декоративные канавки ХИ

Размеры и основные очертания меча был определены на этапе изготовления сунобэ. Теперь Ёсиндо, используя шлифовальный круг и набор полировальных камней, должен очистить лезвие и нанести контуры всех линий боковых сторон и обуха. Режущая кромка тоже должным образом обрабатывается и затачивается.

Строго говоря, использование полировальных камней - это работа полировщика, однако кузнецы перед передачей лезвия мастеру полировщику предпочитают сами выполнять грубую полировку лезвия. Это является гарантией того, что форма лезвия и рисунок линий будут точно соответствовать замыслу кузнеца. Кроме того, различные дефекты лезвия также могут быть обнаружены на этапе грубой полировки, что позволит кузнецу избежать передачи мастеру полировки некачественного лезвия.

Канавки (хи) часто вырезаются на этапе грубой полировки. Традиционно, канавки расположены выше бокового ребра, там, где металл относительно мягок. Они добавляются по двум причинам: как художественное оформление и для облегчения лезвия. Ширина и форма канавок - на усмотрение кузнеца, но необходимо соблюсти общую гармонию.

Эту работу часто поручают выполнять ученику. Сначала он отмечает положение каждой канавки на лезвии. После этого, используя двуручный резак с U-образным лезвием из закаленной стали, начинает вырезать канавку вдоль лезвия, постепенно расширяя и углубляя ее. Грубо вырезанная канавка выравнивается сначала круглым напильником, а затем набором небольших камешков карборунда и шлифовальной бумагой. В заключение, поверхность канавки полируется твердой стальной иглой до зеркального блеска. Работа по вырезанию канавок на длинном мече может занять до двух дней.

Сменные лезвия для резака используются для вырезания декоративных канавок различного вида.

 

 

 

Ёсикадзу вырезает канавки на одном из новых мечей отца. При работе резак направляется "от себя".

 

 

Поверхность вырезанной канавки полируется стальной иглой.

 
 
 

 

НАКАГО - хвостовик. МЭЙ - подпись кузнеца

Хвостовик японского меча обрабатывается напильником в последнюю очередь и за весь срок службы лезвия он никогда не полируется и не чистится. Хвостовики Ёсиндо обычно обрабатывает очень грубым напильником, причем обработка идет под углом к линии режущей кромки. После этого, Ёсиндо с помощью сверлильного станка сверлит в хвостовике отверстие - мэкуги-ана для маленькой заклепки, которая проходя через хвостовик и рукоять меча, удерживает лезвие в рукояти.

Финальная обработка хвостовика выполняется напильником.

Теперь Ёсиндо может передавать меч другим мастерам для изготовления хабаки, ножен и чистовой полировки. Он подпишет лезвие только после того, как оно окончательно готово и проверено им во всех деталях. Используя маленькое плоское долото и молоток, он наносит на хвостовик свое имя и любую другую информацию, которая потребуется. Примеры надписей - "Ёсиндо", "Ёсиндо саку" ("Сделано Ёсиндо"), кроме того это может быть названия места, где живет Ёсиндо, дата и имя лица, для которого он изготовил лезвие.

 

Ёсиндо подписывает меч только после того, как лезвие будет окончательно отполировано.

 

Ёсиндо с помощью стамески вырезает второй иероглиф своего имени.

 



 
 
 

Источник: http://www.bugeisha.ru/

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz